Ярослав!

Спасибо за развёрнутые обоснованные тезисы.

Я считаю, что электронная книга должна быть именно такой, как вы говорите. Пожалуй, я бы ещё хотел, чтобы книга открывалась на том же месте, на котором я её закрыл.

Не думаю, что печатная версия должна выглядеть точно как экранная, хотя бы из ваших соображений о разных форматах. На печати стоит учитывать особенности вроде ширины строки, висячих строк и заголовков и т. п.

Электронная книгаИнтерфейсФормат: текстНоситель: сайт
Отправить
Поделиться
Запинить

Комментарии

А как же быть с книгами, которые содержат ссылки, сноски, картинки, таблицы, сноски с таблиц? То есть — как быть с учебниками, справочниками и документацией, со словарями?

23 апр 2009

Последнее время общался с людьми, активно внедряющими ePub. Всё‑таки в специализированных форматах есть больше смысла, чем в голом HTML:

  1. Сжатие данных задумано уже самими форматами. Глупо гонять мегабайты текста, согласитесь.

  2. Мета‑информация в книгах всё‑таки не очень поддерживается в простом HTML, нужно что‑то выдумывать и нет возможности быстро найти, где текст, а где мета‑информация, не просматривая всего HTML‑файла. Аналогично с изображениями и контентом «нового поколения» — MathML, SVG и прочим (опять же, шрифты в HTML не вложить)

Мой личный взгляд — на смену ePub придёт нечто окончательное. Может быть, оно сохранит имя, может быть, нет, но техническую универсальность обеспечит что‑то новое, когда (и вы правы в этом) люди поймут, что они хотят от новых электронных книг.

Грустная для любителей чтения тенденция всё равно будет наблюдаться: будущие эл. книги начнут ссылаться друг на друга через ISBN и прочие идентификаторы, начнётся интеграция книг и соц. сетей, интеграция книг и онлайн‑ресурсов, книг и медиа‑контента (как бы нам ни казалось, что это неверно и книги должны быть ч/б‑текстом)

Бумажные книги люди в ближайшем будущем читать не перестанут. И это хорошо.

23 апр 2009

Да, Ярослав, спасибо, что подняли интересную тему.

  1. Безусловно, HTML‑версия нужна. Однако помимо нее неплохо бы предоставить возможность читателям скачать оригинал. И формат оригинала будет различаться от случая к случаю. Например, иной художественный текст не содержит в себе ни одного курсивом выделенного слова, — тут гораздо удобнее скачать TXT и открыть его в специальной программе‑читалке, дающей больше возможностей, чем браузер. Технические же издания гораздо удобнее хранить в PDF. Конечно, на вебе есть средства для представления PDF‑файлов, но опять же: браузеру не переплюнуть Foxit Reader.

  2. Не соглашусь с белым фоном и черным текстом. Уже несколько лет я читаю худлит с экрана при помощи ICE Book Reader (на скриншоте). В программе настраивается каждая мелочь, но цвета я оставил по умолчанию, и это не ч/б. Обратите внимание также на крупный кегль: на вебе такой используется для заголовков. Думаю, разумным было бы динамически (в зависимости от ширины экрана) подгонять размер полей, кегль, абзацные отступы и другие параметры набора, чтобы строки на экране (оставаясь обычным текстом) всегда имели примерно одинаковое количество знаков. (Известная рекомендация в 50‑60 литер.)

  3. Конечно же, цветной гигантский ужас, описанный выше и оптимальный для экрана, не следует выводить на принтер :‑) Тут надо подключить другой CSS.

23 апр 2009

— Просмотр статистики — количество цитируемого текста, количество людей читающих её сейчас, читавших год назад, дочитавших вообще, распределение количества бросивших читать по страницам, количества читавших по временам года. В общем, «изпитал» в действии :) В конце книги, разумеется, предлагать читать те, которые были прочтены вместе с этой.

— Книга может иметь переводы. Если включать всё внутрь одной книги, можно было бы переключать языки прямо при чтении, как звуковую дорожку фильма. Учить иностранный.

— Сокращение книги (для школьной программы или дайджеста) путем пометки абзацев/глав как «лишних» (можно было б и отдельный «симплифай»‑вариант иметь (как перевод), но тогда его ещё и отдельно переводить придётся на другие языки).

— Пускай лучше имеет какую‑нибудь стандартную разметку (html с едиными названиями классов, но лучше DocBook) — оформлять можно будет по вкусу. Кроме того, «доступность» книги может быть ухудшена тем, что в ней нет пейджинга. Читать её с браузера айфона будет неудобно.

— Задача дополнительной разметки книги (висящие скобки, переносы слов и т. п. ) рано или поздно, скорее всего, будет перенесена на железо. Как и пейджинг, оглавление и прочее автоматизируемое.

— Исправление помарок. Много текстов сканируется, читаешь, спотыкаешься, впоследствии желания их исправить не возникнет.

23 апр 2009

Текст электронной книги должен вести себя как любой другой текст в системе — я должен иметь возможность выделить его мышкой (в ПДФах иногда это не работает или работает очень глючно). Не только для того, чтобы скопировать; иногда это самый быстрый способ сделать «закладку».

Вообще, для меня два главных преимущества эл. книги перед бумажной — это мгновенность поиска и масштабируемость шрифтов. Откинулся на спинку кресла, крутанул колесо мыши, удерживая Ctrl или ⌘, и читаешь (надо отметить, кстати, что такая функциональность на Винде поддерживается куда лучше, чем на Маке).

23 апр 2009

Дополню тезисы:

1. Книга должна быть доступна на вебе в HTML‑формате, генерируемом из какого‑нибудь более строгого и высокоуровневого языка разметки.

2. Книга не должна находиться целиком на одной странице. Страница — это единица загрузки. Когда пользователь тыкает в ссылку на середину толстой книги, книга должна начинать загружаться с того места, которое попросил пользователь, а не с начала.

С другой стороны, страница — это единица группировки. Фрагменты текста, которые с высокой вероятностью будут читать вместе, должны быть сгруппированы на одну страницу.

По‑видимому, приемлемым вариантом будет разбиение на главы, а для некоторых книг — на параграфы (в случае, когда каждая глава содержит много слабо связанных между собой параграфов).

3. Книга должна быть опубликована любимым цветом, размером и гарнитурой пользователя. Это достигается отсутствием указания цветов и гарнитур в HTML’е и CSS’е либо такой вёрсткой, чтобы для перенастройки цветов, размеров и гарнитур было достаточно нескольких правил custom CSS. В идеале эти правила должны быть одними для всех электронных книг.

Навигация должна быть легко доступна (не дальше одного клика, а лучше — клавиатурного шортката, с любой страницы).

4. При распечатке книги гиперссылки должны превращаться в нечто аналогичное ссылкам в бумажных книгах. В частности, к тексту гиперссылки внутри книги должен добавляться номер главы, параграфа и на что она ещё делится.

Сноски должны распечатываться внизу печатной страницы, а не в конце главы.

5. По закладкам должен быть доступен поиск с предложением вариантов и алфавитный список. Закладки должны делиться на авторские, персональные и общественные.

Комментарии должны делиться на авторские (сноски?), персональные и общественные.

Общественные закладки и комментарии, вероятно, потребуют модерирования.

С учётом всего вышесказанного — MediaWiki с хорошо подобранным набором шаблонов.

23 апр 2009

(С того момента, как я просил совета, я придумал более удачный термин — веб‑книга вместо электронной книги. Это позволяет отличить обсуждаемое от всяких форматов типа фб2. А то начинается путаница.)

И правда, версия для печати должна оформляться специально с учетом чтения текста с бумаги. Я имел в виду, что нужно обеспечить визуальное соответствие текста на бумаге и на экране.

Думается также, что всё‑таки имеет смысл разбиение книги на несколько разделов с организацией навигации между ними и сквозного поиска. Все‑таки http://www.akunin.ru/knigi/fandorin/erast/azazel/ читать на вебе удобнее, чем http://lleo.aha.ru/…‑_GOLOS_V_NOCHI.html.

А какие вы знаете примеры хорошо оформленных книг на вебе?

23 апр 2009

Мне хотелось бы видеть электронные книги раскрывающимися, подобно бумажным книгам. Только страницы чтобы перелистывались не через две, а по одной — справа налево. Благо, электронный формат позволяет. Чтобы метод сглаживания, стиль, цвет, гарнитуру шрифта, начертание, насыщенность, интерлиньяж, кегль, межбуквенный просвет я мог выбирать сам и даже выставить значения по умолчанию. По краям страниц хочу видеть толщину, чтобы знать, докуда дочитал. Оттуда же могут торчать и закладки.

24 апр 2009

Мне кажется, что главный недостаток электронных книг не в интерфейсе, а в том, что они светятся и состоят из пикселей.

24 апр 2009

Всем огромное спасибо за советы — стало понятно, в каких направлениях стоит подумать.

24 апр 2009

Мне лично нравится, как сделана читалка на webreading.ru — хотя она и доступна только в онлайне (в принципе).

  1. Доступна к чтению из браузера (мобильной версии, вроде, пока нет).

  2. Урл и тайтл — боле‑менее.

  3. От лишнего текста вокруг не избавиться никак — только если автор решит вдруг избавиться от этой читалки и перевести её на поддомен.

  4. Типографики нет, но её несложно добавить.

  5. Ссылка на любую страницу ставится, выделять можно, запомнить, где остановился — тоже. К сожалению, пометок и комментариев нет, как и ссылки на конкретный абзац (да и этот момент довольно спорен).

  6. Коллективность в смысле доступности есть.

Ну и главное в сайтах электронных книг — всё‑таки навигация для быстрого поиска книги — по жанру, по автору, по алфавиту (и книги, и авторы), поиск — желательно с автоподсказкой и учетом опечаток. Похожие книги, чтобы дать мне что‑то почитать, если я не могу вспомнить, что я давно должен был прочесть.

Если бы не сложности вообще с этими электронными книгами, я бы предпочел именно такой сайт всем корявым альдебаранам/либрусекам.

Но так как речь идет об электронных книгах вообще, достаточно, если бы программы‑ридеры на мобильниках и инк‑пейперах имели нормальный и удобный интерфейс. Кто вообще сейчас читает книги прямо в вебе?

12 мая 2009

А ещё лучше сделана читалка на http://readr.ru

10 июля 2009

Рекомендуем другие советы